Система охлаждения автомобиля является главной. От температурного режима мотора зависит его ресурс. Она требует повышенного внимания и обслуживания. Неисправности в охлаждении губительны. И влекут серьезные материальные затраты на ремонт. Как работает  система охлаждения двигателя и ее компоненты рассмотрим в этой статье.

Как работает система охлаждения двигателя – компоненты и проблемы

Все компоненты системы должны быть исправны.

  • Радиатор охлаждения
  • Водяной насос
  • Термостат
  • Радиатор печки
  • Крышка радиатора
  • Шланги, патрубки и трубки
  • Конденсор
  • Мотор вентилятора
  • Реле и датчики температуры

Самая частая проблема в охлаждении- это утечка антифриза. Хорошо, когда владелец ежедневно проверяет количество охлаждающей жидкости. И может своевременно отреагировать. Но, кто так поступает? Чаще бывает по-другому. Либо замечаем мокрые пятна под машиной. Либо датчик температуры на панели сигнализирует. Или самое худшее – это дым и пар из-под капота. Следствием самого худшего является пробитая прокладка ГБЦ. И деформация головки блока. На фото видны явные следы антифриза на клапанах.

охлаждение двигателя
Фото Эдуард Ионов

Куда уходит антифриз

Как работает охлаждение двигателя, если не хватает ОЖ? Бывает такое, что антифриза в расширительном бачке не хватает. Сегодня подлили. Через несколько дней еще раз. При этом следов охлаждающей жидкости нет нигде. Ни под машиной. Ни под капотом. Сухо везде. С вопросом: куда уходит антифриз надо ехать в техцентр.

Диагностика системы охлаждения автомобиля и течи антифриза может занять не один час. Хорошо, когда в сервисе есть тестер наличия картерных газов в антифризе. Так как первое подозрение при малых утечках – это микротрещина в головке блока. Или пробитая прокладка. В этом случае антифриз уходит малыми порциями когда машин едет на больших оборотах.

Следов ОЖ в масле может и не быть. Стоит проверить свечи зажигания на наличие белого налета. Все зависит в каком месте пробита прокладка. ОЖ может попадать в масло двигателя. Или в камеру сгорания. Куда еще уходит антифриз. Может попадать в салон. Через неисправный радиатор печки. Или треснувшие шланги. А также неплотно затянутый хомут. Может уходить в масло. Но не через прокладку ГБЦ. А в следствии неисправного радиатора охлаждения.

Почему часто включается вентилятор охлаждения

Как работает охлаждение двигателя, если вентилятор часто включается? Вентилятор часто включается, потому что система работает в аварийном режиме. Мотор не успевает охлаждаться до нужной температуры. Проблемы могут быть в электрике. Но самая частая причина – это грязный радиатор охлаждения.

Проблема заключается в следующем. Первым стоит конденсор. Воздух, проходя через его соты, теряет свою силу. И все что содержится в воздухе оседает на радиаторе охлаждения. А это пыль, песок, пух. Влага и температура из этой смеси делают “шубу”. И забивают соты. В результате чего двигатель перегревается. А вентиляторы включаются часто.

Воздушная пробка и недостаток охлаждающей жидкости также являются причинами частого срабатывания вентилятора. Не стоит забывать и про банальную причину. Это включенный кондиционер. 

Мойка радиатора охлаждения
Фото Эдуард Ионов

Мыть радиатор надо, сняв с автомобиля. Смотрите видео.

Конструкция вентилятора охлаждения двигателя с вискомуфтой. Здесь сложнее определить как работает и включается. Вентилятор работает всегда. Но, у него две скорости. На слух определить включение второй скорости сложно. А вот работоспособность вискомуфты определить самостоятельно можно. Хотя немного и опасно. Надо надеть перчатку на руку. И попробовать кратковременно остановить вентилятор. Если он останавливается без усилий, то вискомуфту менять.

От чего раздувает патрубок радиатора

Как работает система охлаждения двигателя, если раздуты патрубки? Шланги радиатора охлаждения должны быть тугими. И не должны легко продавливаться. А также раздуваться. Если такое происходит, то жди беды. Разное их состояние, как правило наблюдается в следующих случаях:

  • замена радиатора
  • долив антифриза 
  • замена ОЖ
  • неисправная крышка радиатора
  • пробитая прокладка гбц
  • завоздушивание системы охлаждения

Доливать антифриз надо в расширительный бачок. И в радиатор. Делается это на остывшем моторе. Крышка радиатора подлежит замене в случае замены радиатора. А также лучше ее менять раз в 1-2 года. На ней стоит клапан. Который сбрасывает избыточное давление. Со временем он закисает. Что приводит к его срабатыванию при повышенном давлении. От этого и патрубок раздувает. И бачки радиатора испытывают нагрузку. В результате чего могут дать течь. Тогда радиатор придется менять. Пайка и склеивание бесполезны.

Как работает система охлаждения двигателя – обслуживание и рекомендации

Обслуживание системы охлаждения автомобиля заключается не только в замене антифриза. Важную роль в охлаждении двигателя играют поршневые кольца. И моторное масло. Поршневые кольца первыми отводят тепло. Поэтому, так важна их подвижность. Затем масло двигателя. Потом стенки цилиндров. И уже потом только антифриз. Рекомендации по обслуживанию системы охлаждения двигателя следующие.

  1. При перегреве мотора следует менять моторное масло. Так как его эксплуатационные свойства нарушены. 
  2. Двигатель закипел в дороге. Остановиться. Открыть капот. Заглушить. И включить зажигание, чтобы вентиляторы продолжали работать.
  3. Доливать антифриз такого же цвета, что и залит. 
  4. Использовать промывку для масляной системы двигателя. Чтобы поршневые кольца оставались подвижными. Рекомендую проверенное средство для раскоксовки и промывки Edial.
  5. Замену охлаждающей жидкости производить на установке с промывкой. В этом случае отмываются отложения на стенках цилиндров.
  6. После длительной поездки сразу не глушить мотор. Дать поработать 2-3 минуты на холостых оборотах.

Последствия перегрева двигателя

У любого перегрева мотора есть последствия. Во-первых, могут залечь поршневые кольца. Что в свою очередь приведет к повышенному расходу масла. Во-вторых, дубеют маслосъемные колпачки. А это тоже сказывается на масложоре В-третьих, ведет головку блока. Или пробивает прокладку. Если с повышенным расходом масла можно еще эксплуатировать. То в последнем случае ремонта ГБЦ уже не избежать. 

Что делать, если двигатель начал троить

Две причины для проведения капитального ремонта ДВС

Задиры в цилиндрах не повод для ремонта