Расход масла в двигателе — это как правило следствие. Чтобы его уменьшить или снизить, а то и вовсе убрать надо понимать причины и воздействовать на них. Кроме того, в силу конструктивных особенностей двигателя существует допустимый расход.
С увеличением пробега и моточасов, что обязательно сопровождается износом деталей, и в свою очередь приводит к появлению так сказать нормального расхода масла. Прошли те времена, когда нормальным считалось от замены до замены без расхода и доливания.
Если такое и случалось, до доливать приходилось от 200 миллилитров до литра. И все это удовольствие случалось не за 1000 км.пробега, а за период межсервисного интервала. Действительностью современного двигателестроения стала норма – «жор» 1 литра масла на 1000 км.
Расход масла в двигателе – норма
Норма расхода масла, как таковая не существует. Одна и та же марка автомобиля, одного года выпуска, с одинаковым силовым агрегатом, но у разных владельцев будет потреблять сверх нормы – у одного человека. И не будет расходовать вообще или в допустимых пределах, указанных заводом изготовителем – у другого автолюбителя. Почему так происходит.
Фото Эдуард Ионов
Расход масла в двигателе причины
Можно выделить несколько глобальных причин:
- Конструктивные особенности двигателя
- Эксплуатационные
- Дефект или брак при изготовлении деталей, или сборке.
Важно помнить, что эксплуатация автомобиля с низким уровнем масла вызывает голодание. И приводит к нарушению теплового режима. Следствием чего появляется стук в моторе и задиры в цилиндрах. В результате чего может потребоваться капитальный ремонт двигателя. На заметку владельцам новых авто, находящемся на гарантийном обслуживании: в случае выхода их строя силового агрегата по причине несоблюдения правил эксплуатации, в контексте статьи – речь о расходе масла и проверки его уровня, ремонт придется осуществлять за свой счет. Ознакомиться с экспертизой от А.Э. Хрулев – Хонда Пилот.
Масложор в двигателе – конструктивные особенности

Конструктивные особенности, влияющие на масложор. Для таких двигателей производитель закладывает допустимый расход 1 литр на 1000 км. К таким относятся немецкий автопром, в особенности моторы TSI и TFSI. И многие другие производители, в том числе и японские. К этой же категории можно отнести большинство моторов алюсил и никосил.
Это интересно: Электромобили в России -3 популярные марки
Данная информация всегда имеется в паспорте по эксплуатации. Где расход масла прописан. И одновременно написаны рекомендации по эксплуатации, в которых указана частота проверки уровня масла. Для некоторых моделей, с турбиной можно найти рекомендации проверять уровень не только перед поездкой, но и после каждой заправки топливом. Например, Subaru турбо-версии.
Особенность конструкции состоит в том, что размеры поршней и колец, а соответственно их зазоры слишком малы, и малейшая закоксовка лишает подвижности, что и приводит к увеличению потребления масла. Также оказывает влияние система смазки. То есть способ доставки – разбрызгивание или форсунки.
Повышенный расход масла-эксплуатационные причины
В процессе эксплуатации происходит естественный износ деталей. Температура и трение делают свое дело. В механической части зазор увеличивается. Несвоевременное обслуживание, применение некачественных материалов, и особенности вождения также способствуют ускоренному износу, и как следствие появляется повышенный расход масла.
Можно выделить несколько причин:
- Течь прокладок и сальников, или через герметики
- Потеря подвижности или износ поршневых колец
- Маслосъемные колпачки(сальники) и направляющие втулок клапанов
- Турбина
- Система вентиляции картерных газов
- Моторное масло
- Износ гильзы и хона
Течь резиновых уплотнений. Сальники, прокладки и герметик стареют. И начинают пропускать моторное масло наружу, или в камеру сгорания.
Нагар, образующейся в следствии неполного сгорания топлива, использования некачественной смазки, или долгих сроков ее замены, откладывается на канавках поршня и кольцах. В следствии чего маслосъемные кольца теряют подвижность. И повышенный расход масла в двигателе обеспечен.
Перегрев мотора в совокупности с коксом может привести к залеганию маслосъемных колец. И тогда компрессионные поршневые кольца будут играть роль насоса. И закачивать моторное масло в камеру сгорания, что вызовет повышенный расход масла. Выражается это синим дымом при перегазовке.
Сальники клапанов (маслосъемные колпачки) и направляющие втулки клапанов – это следующие по распространенности причины расхода масла. С сальниками все просто – они резиновые и дубеют. Поэтому со временем начинают пропускать смазку в камеру сгорания. О чем свидетельствует сизый дым в момент запуска.
Износ втулок тоже дает повышенный расход масла. Особенно это проявляется, когда на изношенные и непроверенные втулки клапанов устанавливают новые маслосъемные колпачки. В этом случае расход масла после ремонта становится еще больше, нежели до замены.
Турбина имеет свой ресурс. Срок службы силового агрегата с турбиной значительно меньше. Неисправная турбина может гнать масло, как во впуск, так и в выпуск. Во втором случае из выхлопной трубы мы увидим сизый дым, который говорит о том, что расход масла стал повышенный.
Система вентиляции картерных газов забивается нагаром и шламом. А клапан перестает работать. В результате чего в моторе создается избыточное давление картерных газов. Это давление и забрасывает масло в камеру сгорания. Следует проверить работу клапана. И состояние шлангов и патрубков.
Моторное масло – следующая немаловажная причина, о которой не стоит забывать, которая может дать повышенный расход масла в двигателе. Автор за 20 лет работы в автосервисе много раз наблюдал, как при использовании одного бренда расхода нет или в норме. И при переходе на другой бренд он резко повышался. Некачественное мало при этом исключаем. От него и давление может упасть. Зависимость расхода от типа масла все таки надо признать.
Износ гильзы и хона дает расход масла в двигателе. И это самая дорогая причина в ее устранении, требующая капитального ремонта. При нормальной эксплуатации возникает на больших пробегах. В случае проведения некачественного ремонта может способствовать повышенному потреблению в сравнении до капиталки. Роль хона нельзя недооценивать. Если не соблюсти угол сетки при нанесении и шероховатость – это приведет к большему расходу, чем до ремонта. По этой причине моторы после такого восстановления долго не служат.