Jeep устройство полного привода

Автокомпания Jeep основана около 80 лет назад и специализируется на производстве внедорожников с различными системами полного привода. В этой статье будут рассмотрены разновидности, принцип работы, особенности обслуживания, ремонта и продления эксплуатационного ресурса полного привода Jeep.

Jeep полный привод
Фото из открытых источников Яндекс

Системы полного привода Jeep

Selec-Trac II

Устанавливалась на Cherokee Limited, пришла на смену Selec-Trac. Передняя ось здесь подключается автоматически (On Demand), независимо от межосевого дифференциала. Напомним, в Selec-Trac, которые устанавливалась на Jeep до 2007 года, слабым местом считался именно дифференциал, отвечающий за парт-тайм и фулл-тайм.

Но зато раздатка отличалась долговечностью и надежностью, что объясняется отсутствием вискомуфты, блокируемый межосевой дифференциал, отключаемый передний мост.

Основу конструкции составляет двухрядная раздаточная коробка. Суть работы сводится к тому, что раздатка отслеживает пробуксовку. При пробуксовке система перераспределяет крутящий момент, благодаря чему улучшается сцепление с дорожным покрытием. Для сложных условий при езде по пересеченной местности можно использовать режим 4WD Low. 

Rock-Trac

Популярная раздатка, которая устанавливалась на Rubicon, позволяет переключаться между передним и полным приводом при скорости до 88 км/ч и высоких оборотах мотора. Для буксировки прицепа предусмотрено нейтральное положение раздатки. Авто с такой раздаткой способно покорять сложные горки, в том числе с каменным покрытием, на низкой передаче.

Внедорожные свойства Jeep повышают блокировки переднего и заднего дифференциалов. Благодаря раздатке Rock-Trac Rubicon с лёгкостью передвигается по скользкой дороге из гравия, песка или снега.

Command-Trac

Ещё одна система подключаемого 4WD – это Command-Trac. Здесь включение полного привода также возможно при относительно высокой скорости, до 88 км/ч. Используется понижающий ряд с передаточным отношением 2,72. Маркировка раздаточной коробки Command-Trac – NV231. Тип привода – цепной.

Раздатка устанавливалась на Jeep преимущественно до 1993 года, использовалась вместе с бензиновым мотором объемом 4,0 л. Передний мост здесь отключаемый, за счет чего экономится топливо и минимизируется износ трансмиссии.

Главным недостатком NV231 считается то, что отсутствует межосевой дифференциал. Это значит, что эксплуатировать автомобиль приходится преимущественно на заднем приводе. Полный же привод включается только при езде по бездорожью, что заметно ограничивает функциональность внедорожника.

Freedom Drive

Система с постоянным полным приводом зачастую работает в режиме 2wd. Для повышения тяги на малой скорости предусмотрен полный привод 4wd. Также предусмотрена блокировка. При её включении крутящий момент передается преимущественно на задние колеса, за счет чего улучшается сцепление с дорожным покрытием. Система Freedom Drive применялась на моделях Compass, Patriot, Liberty.

Quadra-Trac, Quadra-Trac II

Раздаточная коробка Quadra-Trac с маркировкой NV249 устанавливалась на внедорожники, оснащенные мотором на 4,0 или 5,2 л и автоматической трансмиссией. На автомобилях, выпущенных до 1996 года, мосты подключались посредством межосевого дифференциала.

Если один из них начинает пробуксовывать, происходит частичная блокировка межосевого дифференциала. К особенностям NV249 относят следующие моменты:

  • Допустимо движение по любой дороге с включенным полным приводом и межосевым дифференциалом.
  • Жесткая блокировка межосевого дифференциала не предусмотрена.
  • Отключение переднего моста, которое способствует снижению расхода и сокращению износа механизма, здесь не предусмотрено.
  • Слабая вискомуфта, которая может выйти из строя при длительном буксовании. Она либо перестаёт нормально функционировать, что провоцирует износ цепи, мостов, карданного вала, либо разваливается.
  • Раздатка NV249 склонна к ускоренному износу, если используются шины разных размеров, с отличающимся протектором, который к тому же неравномерно изношен.

В Quadra-Trac II, которой комплектовалась модель Grand Cherokee, предусмотрено несколько режимов работы, что помогает безопасно передвигаться в разных дорожных условиях (грязь, снег, камни, песок). К преимуществам системы полного привода Jeep Quadra-Trac II относят эффективное распределение тягового усилия между передней и задней осью. 

Американский автопроизводитель также использовал систему Quadra-Drive II на моделях Grand Cherokee, Commander. Она построена на базе той же раздаточной коробки Quadra-Trac II с межколесными дифференциалами повышенного трения. В мостах вмонтировано электронное управление ELSD. Такая компоновка улучшает сцепление с дорожным покрытием.

ПРИМЕЧАНИЕ: в мощной версии SRT-8 применена система Quadra-Trac I, в стандартном режиме привод здесь является задним, при проскальзывании колес или же для предотвращения такого проскальзывания подключается передний привод. Что касается дифференциалов полного привода Jeep, они бывают двух типов: Tru-Lok с электронной и Trac-Lok с механической системой управления.

Если сравнить различные типы полного привода Jeep, можно прийти к следующим выводам:

  • Full-time – едет везде и всегда, без каких-либо проблем.
  • Part-time – полный привод используется исключительно на бездорожье, включать его на сухом твердом покрытии нельзя, там требуется исключительно задний привод.
  • On demand – полный привод модно использовать постоянно, но аккуратно, ведь по факту это разновидность отключаемого part time.

Типичные неисправности полного привода автомобилей Jeep

  1. Повышенный уровень шума.

Появляется, когда подшипники валов критически изношены, ведь при выработке рабочей поверхности образуется люфт. Это приводит к дополнительному шуму при вращении валов. Изредка шум провоцируют и другие причины. Например, растяжение цепи, которая идёт на привод вала. В случае износа она, как и подшипники валов, подлежит замене.

  1. Повышенные вибрации.

Если эксплуатировать раздатку, не обращая внимания на износ подшипников, может появиться вибрация. Это связано с колебаниями валов. Иногда похожая проблема появляется при смещении раздатки по отношению к коробке переключения передач.

Крепление КПП к кузову ослабляется в результате механического повреждения или же естественной интенсивной эксплуатации автомобиля на бездорожье. Ещё одной типичной причиной повышенной вибрации считается дисбаланс карданных валов.

  1. Стук или скрежет.

Полный привод Jeep может издавать стук, когда разрушились подшипники. Если своевременно не устранить дефект, система перестанет нормально функционировать из-за усугубления проблемы.

  1. Сложности с включением отдельных режимов.

Это спровоцировано износом зубьев шестерен или же других механизмов. В Grand Cherokee в случае неисправностей полного привода возможен толчок при включении определенного режима и задержка в работе. Если случилась такая неисправность, потребуется компьютерная диагностика полного привода Jeep и автоматической коробки переключения передач.

  1. “Плавающие” дефекты вискомуфты.

Неисправности вискомуфты в раздатке NV249 могут проявляться не постоянно, а при определенных условиях. Например, на холодную авто нормально входит в повороты, а после прогрева происходит блокировка вискомуфты, а при прохождении поворотов раздаётся характерный визг.

С заменой муфты в таком случае затягивать не стоит, ведь это чревато критическим износом подшипников главной пары, ШРУСов, крестовины переднего кардана. Причина же проблемы кроется в том, что перегрев силиконовой жидкости в вискомуфте приводит к потере её базовых свойств и последующему износу механизма.   

  1. Неустойчивость машины при прохождении поворотов и выполнении маневров на бездорожье.

Проблема спровоцирована тем, что изношен межосевой дифференциал или вискомуфта. О ней свидетельствует разный уровень износ шин по осям. Если причина дефекта кроется в сателлитах, работа коробки сопровождается шелестом металлического характера.

  1. Некорректная работа раздаточной коробки.

Причина – нарушения в функционировании электроники. Чтобы выявить проблему, тестируют проводку, датчики, электронные блоки управления. Только после такой проверки удастся найти и устранить неисправность.

  1. Утечки смазки.

Масло будет подтекать, если изношены сальники, прокладки. Если пренебрегать проблемой, вероятно масляное голодание, критический износ и поломка узла.

  1. Появление рывков в процессе езды.

Зачастую связано с тем, что сильно растянулась приводная цепь. Если её не заменить, оборвет успокоитель цепи, из-за чего повредится корпус. 

«Такова природа человека, что за первый твой подарок - он падает ниц перед тобой; за второй — целует твою руку; за третий - подлизывается; за четвертый — лишь кивает головой один раз; за пятый — становится слишком фамильярным; за шестой - оскорбляет тебя; а за седьмой - судится с тобой за то, что ты дал недостаточно». Г. И. Гурджиев «Жизнь реальна только тогда, когда `Я есть`»

ДОРОГИ ЖИЗНИ
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии